Инсайты

Как слышно: почему звуковые форматы вытесняют тексты

Почему мы предпочитаем звук тексту


Согласно исследованию Edison Research и Triton Digital, в 2021 году около 57% жителей США старше 12 лет слушали подкасты хотя бы один раз. В 2018 году, для сравнения, этот же показатель составлял 44%. Такому росту популярности подкастов есть несколько причин.

Во-первых, с аудио происходит примерно то же, что и с видео — онлайн или на ТВ: мы все чаще включаем его в качестве фона, параллельно занимаясь рутинными делами или передвигаясь по городу. При этом нам не нужно смотреть в экран, перематывать или пролистывать что-то, как в случае с видео или текстом. Это значит, что освобождается еще больше ресурсов для занятия важными делами.

Во-вторых, подкасты и аудиокниги для многих — едва ли не единственная возможность получать хоть какую-то полезную информацию. Каждый день она обрушивается на нас в гигантских объемах, и мы просто не успеваем охватить все. Это порождает чувство тревоги и синдром упущенных возможностей. Аудио помогает отчасти решить эту проблему, не отвлекаясь от повседневных дел. 

В-третьих, при прослушивании аудио есть ощущение, что говорящий обращается непосредственно к тебе. Это создает более доверительную атмосферу и помогает лучше сконцентрироваться. А еще — восполнить недостаток общения. Наконец, формат аудио очень демократичен: он гораздо дешевле в производстве, чем видео, а для прослушивания достаточно обычного смартфона с наушниками. 

Все это способствует росту аудиоформатов. Сейчас их популярность стремительно растет во всем мире.

Аудиокниги приходят на смену электронным 


Объем мирового рынка аудиокниг в 2020 году оценивался в 2,67 миллиарда долларов США, и ожидается, что совокупный годовой темп роста (CAGR) составит 32% с 2022 по 2027 год.

Аудиокниги выходят на крупнейших онлайн-магазинах книг и на специальных аудиоплатформах, в жанре художественной литературы и нон-фикшна, для детей и взрослых. Их оформление дополняют звуковыми эффектами и музыкой, а для озвучивания привлекают известных актеров. Появляются новые гибридные форматы — такие, как аудиосериал.


Как аудио открывает путь к аудитории 


Вслед за YouTube подкаст-платформы открыли всем желающим доступ к миллионной аудитории и монетизации контента. Подкаст легко запустить самому даже с минимальными ресурсами - или если обратиться за помощью в подкаст-студии и студии звукозаписи. 

Если в начале эту нишу занимали, в основном, журналисты, ведущие и опытные блогеры со своей аудиторией, то теперь появились подкасты от психологов, киноведов, режиссеров, музыкантов, экономистов. Другими словами, мы наблюдаем две параллельных волны: подкасты для широкой аудитории и подкасты по интересам: о конкретных проблемах, профессиях и увлечениях. При этом каждый находит свою нишу и поклонников. 

Другое важное направление звукового контента — социальное аудио: когда слушатели активно участвуют в беседе. Запрос на такой контент привел к появлению социальной сети Clubhouse, однако его популярность быстро сошла на нет. Очевидно, формат «не взлетел» из-за отсутствия временных рамок, четкой структуры и модерации. В этом плане подкасты пока что выигрывают, так как опираются на сторителлинг: то есть истории, рассказанные по сценарию, с завязкой, кульминацией и развязкой. 

Как звуки влияют на нас 


Звуки — важный источник знаний об окружающем мире для человека. Хотя бОльшую часть информации мы все же получаем визуально, проговаривание вслух помогает лучше запомнить и структурировать сложные для восприятия вещи. Звуки могут вызывать у нас яркие зрительные образы, воспоминания и даже физические ощущения

Именно поэтому звуковой фон так важен для заведений, магазинов или массажных салонов: он задает нужное настроение и побуждает к определенным действиям. По данным исследования Sound Agency, системы шумоподавления в офисе повышают производительность сотрудников на 46%. Институт звукового дизайна, в частности, занимается разработками в области генеративных звуковых ландшафтов — то есть того самого фона, который “программирует” нас определенным образом. 

Что ждет аудиоформаты в будущем


Аудиоконтент испытал на себе влияние пандемии, и этот эффект до сих пор ощутим. На удаленке у людей появилось больше времени и желания потреблять контент онлайн, чтобы хоть как-то отвлечься и занять себя. Например, аудитория подкастов в Youtube за время самоизоляции выросла на 42%. Эта волна, разумеется, уже отошла, но за собой она оставила у новых пользователей привычку слушать аудиоконтент и платить за него.

Компания Apple не так давно добавила в Apple Music поддержку бинаурального аудио — технологии, которая создает эффект сверх реалистичного звучания, используя особенности нашего слухового аппарата и восприятия. В скором времени его добавят и в звонки FaceTime. На платформе Apple TV+ вышел первый бинауральный аудиосериал «Звонки» о телефонных разговорах. 

Одновременно растет и рынок голосовых помощников: к 2026 году его российский сегмент составит 41 млрд рублей, полагают в компании Just AI. Именно через голосовые команды все чаще запускают музыку, подкасты и аудиокниги.

Новые аудиотехнологии становятся все более интересны для ИТ-гигантов и привлекательны для инвесторов. В ближайшем будущем звуковой контент будет развиваться вместе с новыми возможностями для прослушивания и взаимодействия. Это могут быть интерактивные аудиосериалы или квесты, обучающие аудиотренажеры или звуковые подборки со специальными эффектами для дома и офиса.